8 (495) 731-90-75
Расшифруй анализы физиологические нормы состояния организма Задать вопрос доктору

Все ответыОтветы доктора

  • Людмила

    После операции варикоза доктор назначил прием детралекса в течение двух месяцев. Можно ли в дополнение к детралексу принимать еще и лонгаДНК, или лучше принимать только один из препаратов. Не будет ли прием сразу двух слишком большой нагрузкой для организма.

    Ответ 23.11.2013
  • Петр Владимирович

    Сегодня сделали снимок тазобедренного сустава , определили асептический некроз .Возможно лечение бес операции?

    Ответ 20.09.2013
  • Ирина

    Добрый день!
    Моей маме 71 год. Диагнозы: стеноз устьев шейной артерии слева - 70%, справа - 50%, болезнь Паркинсона, остеохондроз, артроз. Скажите пожалуйста можно ли в этом случае принимать Лонгаднк и стоит ли это делать? Маме показана операция по удалению бляшек, но пока мы от нее отказываемся.

    Ответ 21.01.2013

Восстановление пароля

Эл. почта:
Эл. почта:
Пароль:

Гипертоническая болезнь

Доктор, а как Вы догадались, что у меня повышенное давление?
Голубчик, так на Вас же комары лопаются!


«Молчаливый убийца» – так часто называют гипертоническую болезнь. Человек не чувствует своего давления. Какие-то расплывчатые ощущения. Ситуация такая же, какой она была с ишемической болезнью сердца в эпоху до ЭКГ: в то время врачи говорили, что при грудной жабе реальны только две вещи – боль и смерть. Все остальное – рассказ об ощущениях. Благодаря Н.С.Короткову и М.В.Яновскому уже более ста лет существует аускультативный метод определения артериального давления (АД). Именно этот метод лежит в основе работы всех тонометров, какими бы автоматическими они не были. Благодаря нему было открыто одно из самых распространенных заболеваний – гипертоническая болезнь. Стало понятнее, чем опасно повышенное артериальное давление. Но не все так просто. Не всегда временное повышение АД вредно. Еще чаще нормализация давления под влиянием лекарств вовсе даже не означает излечения от гипертонической болезни.

А зачем человеку сердце и сосуды? Сердце нужно человеку, чтобы перекачивать кровь – и, что бы там ни говорили, призывая «голосовать сердцем», но сердце – это насос. Да, саморегулирующийся, сложноуправляемый, самовосстанавливающийся, но это – насос. И функция у него одна – качать, обеспечивать необходимый уровень давления (в покое – меньше, при повышенной нагрузке, боли, опасности или болезни – больше). Колотись как хочешь, но обеспечь, иначе – смерть. Сосуды – это проводящая система. По ним в ткани всех органов поступают кислород и питательные вещества и через них же из тканей удаляются продукты клеточного метаболизма.

Но сосуды, вернее эндотелий сосудов, также и регулируют этот процесс перехода жидкости (и растворенного в ней кислорода и углекислого газа) из крови в ткани и обратно. И повышение АД может ускорять этот переход. Если в какой-либо орган необходимо доставить больше крови, то сердце отвечает соответствующим образом – щас сделаем! А что оно может – только «брать больше и кидать дальше», ну еще и чаще. А если в других органах такая нагрузка давлением и объемом поставляемой крови не нужна, то местные сосуды – артериолы – сократятся и ограничат поступление крови туда, где ее столько не нужно. При этом возрастет общее сопротивление, соответственно повысится давление в сосудах, и увеличится нагрузка на сердце.

Образно говоря, если организму требуется переварить и усвоить килограмм жирного шашлыка, грамм этак двести-триста остросоленых огурчиков и полкило водочки вперемешку с остальной закуской, то для этого нужно резко усилить кровоснабжение поджелудочной железы, печени и почек. И будьте уверены, для обеспечения этого процесса давление будет повышено на столько миллиметров и часов, насколько это необходимо. А если после этого, на фоне повышенного образования тестостерона из употребленного холестерина, произойдет зарождение новой жизни, то, с точки зрения матушки-Природы - все нормально. Бог с ним с давлением! Основное свое предназначение мужчина выполнил. Для нее (для Природы) мужчина – расходный материал эволюции. Как говаривал афинский полководец Фемистокл, выдавая свою дочь замуж: «Лучше мужчина без денег, чем деньги без мужчины». Только вот водочка в этом процессе лишняя – алкоголь блокирует образование тестостерона, не говоря уже об остальных тяжких последствиях злоупотребления.

Отсюда вывод – повышение артериального давления – это компенсаторная реакция организма (правильная реакция!), помогающая нам продолжать вытворять все, что нам вздумается, невзирая на то, что организм уже не тот и, положа руку на сердце, уже не приспособлен к исполнению всего и в полном объеме.

И правильно, что никто не чувствует повышенного давления, ибо ничто не должно отвлекать от решения святых (с точки зрения эволюции, конечно) для каждого индивидуума задач – спасения собственной жизни и продолжения рода. Ну, еще погоня за пищей насущной, но это становится святым, когда в результате решаются вышеупомянутые задачи.

Существует много систем регуляции уровня АД. Это и барорецепторы в различных органах, и гормоны, и ренин-ангиотензин-альдостероновая, и симпато-адреналовая системы. Кстати, именно поэтому так много абсолютно различающихся по механизмам действия лекарств эффективно снижают повышенное артериальное давление. В процессе эволюции развивались и совершенствовались, в основном, системы, обеспечивающие повышение АД. То есть выживали и оставляли потомство те, у кого эти системы совершеннее. Вот и получилось, что человек более приспособлен к повышению АД, т.к. главная задача всех этих систем – удержать давление, не допустить его длительного снижения ниже критического уровня, ибо это равносильно смерти.

А вот за расслабление гладкой мышцы сосуда – и снижение периферического сопротивления и АД отвечает, в основном, одна система – эндотелий сосудов. Причем самым мощным средством расширения сосудов является NO – оксид азота, вырабатываемый клетками эндотелия из L-аргинина. Именно постоянная выработка NO клетками эндотелия позволяет поддерживать нормальный тонус сосудов. Так вот, на фоне эндотелиальной дисфункции – ослабленной способности эндотелия регулировать местный кровоток – постоянное пребывание сосудов в состоянии сокращения приводит к их перестройке: гипертрофируются мышечный и коллагеновый слои. Это называется ремоделированием сосудов. Гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма) – в том, что касается поддержания постоянного уровня АД – начинает удерживаться на другом – повышенном уровне. Организм адаптируется, выполняя любой ценой поставленные задачи.

Фиксация АД на новом уровне ведет к ремоделированию сосудов, ремоделированные сосуды не дают возможности усиливать кровоснабжение тканей при повышенной нагрузке (т. к. эндотелиальных клеток становится меньше, и эндотелиальная дисфункция только усиливается) – организм отвечает новым повышением давления, с усилением ремоделирования. Круг замкнулся! Это – классический «порочный круг». Один из тех, что лежат в основе развития всех болезней.



Поперечный срез нормального и ремоделированного сосудов

  1. 1. - гладкая мыщца сосуда;
  2. 2. - клетки эндотелия сосуда;
  3. 3. - просвет артерии

Есть такая, нежно любимая мною, наука – Патофизиология – она изучает механизмы развития болезней. Их – механизмов, на самом деле совсем немного, в сотни раз меньше, чем самих болезней. Так вот, смысл (суть) лечения любой болезни состоит в том, чтобы разорвать «порочный круг», или несколько «порочных кругов», лежащих в основе любого конкретного заболевания и создать условия для выздоровления – возвращения гомеостаза на прежний – здоровый, уровень. Другой вопрос – что такое здоровье, и может ли оно быть измерено количественно, но это – вопрос философский, кстати, тоже предмет исследования науки Патофизиологии.

У здорового человека запас прочности (что, собственно, и означает количество здоровья) – увеличение кровотока при нагрузке, составляет в коже и мышцах – 18-20 раз, в сердце – 6 раз, в печени – 5 раз, и в мозге – 3. При переходе на новый уровень – с повышенным АД - резко уменьшается сосудистый резерв. Тут уже не побегаешь, или беготня может закончиться срывом адаптации – микроинфарктами в сердце, мозгу, сетчатке, почках и т.д. Собственно, так регулярно и происходит, когда мы говорим: «что-то слабость какая-то, чего-то шатает, мушки какие-то перед глазами, а с утра в зеркале ужасы кошмарные показывают с синяками и мешками под глазами». В этих органах, где запас адаптации и так невелик, резко – в 3-5-10 раз ускоряется старение.

А дальше процесс развивается согласно закону Мерфи, т.е. от плохого к худшему. Первыми начинают страдать так называемые органы-мишени – те самые, где наименьший резерв.гипертония.jpg В сердце, из-за повышенной нагрузки, гипертрофируется левый желудочек. Тот, который гонит насыщенную в легких кислородом кровь по большому кругу, т.е. во все органы. Эндотелиальная дисфункция в сосудах сердца приводит к их парадоксальной реакции – вместо того, чтобы расшириться и усилить кровоснабжение, они суживаются. Поэтому при спазме коронарных сосудов используют нитроглицерин, который, распадаясь, быстро высвобождает оксид азота - NO. Гипертрофированные мышечные клетки сердца очень чувствительны к недостатку кислорода – они быстрее погибают. Некоторые из них являются частью проводящей системы сердца. Когда в каком-то месте погибает существенная часть клеток этой системы – начинаются нарушения ритма – аритмии. Придется разбираться, что такое экстрасистолия, мерцание, блокада и т.п.

В почках гибнут нефроны – пока соседние берут нагрузку на себя – мы этого не замечаем, но резервы не бесконечны, и Вы начнете без расшифровки понимать, что ХПН означает хроническую почечную недостаточность и, отложив все дела, будете изучать биохимию процесса гемодиализа.

В сетчатке из-за нарушенного кровоснабжения «выгорают» целые поля палочек и колбочек. Резко ускоряется процесс старения хрусталика. В аптеке, конечно, предложат много чего «для глаз» (кстати, есть препараты, полезные не только гипертоникам, их немного, но они есть), но это лишь чуть-чуть затормозит процесс.

И, наконец, мозг. Здесь последствия - самые катастрофические. Начинается со снижения памяти и работоспособности. Затем мозги начинают отказываться соображать что-либо путное в условиях перегрузки. Им просто нечем думать из-за массовой гибели нейронов, а главное, из-за гибели клеток нейроглии. Эти клетки обслуживают нейроны, накапливая в себе все продукты их метаболизма, а сами отдыхают и сбрасывают шлаки в кровь только во время сна, когда нейроны не требуют обслуживания. Много активно работающей нейроглии – мозг готов творить на благо Отчизны сутками напролет. В противном случае целые участки коры головного мозга просто засыпают. И военно-врачебная комиссия отправит Вас на пенсию. И правильно сделает. Потому что самые важные решения почему-то приходится принимать после бессонной ночи. И чем выше должность и звание – тем выше цена решения. А цена ошибки – еще выше.

Как же лечится гипертоническая болезнь?

Как я уже говорил, существует много систем, повышающих АД, поэтому имеется несколько групп препаратов, эффективно снижающих повышенное давление. И мочегонные, и бета-блокаторы, и антагонисты кальция, и, конечно, ингибиторы АПФ и антагонисты рецепторов ангиотензина. И все реально действуют! Сейчас активно внедряются комбинации этих препаратов – действуют еще лучше. Но нет, и не может быть какого-либо одного, самого лучшего препарата. У каждого человека гипертоническая болезнь имеет свой рисунок на своем фоне. Лечение гипертонической болезни – это как раз тот случай, когда медицина – в большей степени искусство, чем наука. Наука отличается от искусства тем, что предлагает метод, в котором подробно описывается, как можно что-либо сделать. И любой, подчеркиваю, любой человек, обладающий достаточной квалификацией, может повторить гениальный эксперимент ученого. И великая цель науки – постичь гармонию – оправдывает любые затраты на нее. Я так думаю…

Существует старый добрый врачебный принцип: «Non nocere!» - «Не навреди!». В соответствии с этим принципом врач всегда должен взвешивать вероятную пользу и вероятный вред от его действий. Еще в середине ХХ века отец-основатель российской клинической фармакологии Б.Е.Вотчал говорил: «мы живем в эпоху все более и более безопасной хирургии и все более и более опасной терапии».

Действительно, хирургу, чтобы убить человека, необходим набор инструментов, операционная, анестезиолог и т.п., а вот терапевту достаточно дурной головы и авторучки.

Думать нужно, очень хорошо думать, прежде чем назначать, особенно если назначается несколько препаратов. Сложность проблемы в том, что артериальная гипертензия, как правило, не единственная болезнь, да и, зачастую (пока!), не самая тяжелая: ИБС, атеросклероз и сахарный диабет на фоне гипертонической болезни – эта компашка очень быстро доводит до могилы подавляющее большинство населения мира. Посчитано, что болезни сердечно-сосудистой системы убивают больше людей, чем все остальные болезни вместе взятые!

Все лекарства, эффективно снижающие АД (да и все реально действующие препараты) имеют побочные эффекты. Кашель, снижение потенции, слабость, головная боль и головокружение, изменение вкуса, тошнота, диарея или запор… все эти беды часто приводят больного к тихому вопросу: а оно того стоит? Да гори оно огнем! Тем более что хорошие препараты недешевы.… Именно поэтому мы и наблюдаем правило половинок: лишь половина больных знает о том, что давление у них повышено, только половина из них лечится, и только половине это лечение помогает…

Нет, дорогой товарищ, лечиться нужно! И лечиться нужно хорошими лекарствами, а не БАДами. Это необходимо, чтобы вывести организм на нормальный уровень АД и остановить процесс ремоделирования сосудов. А целью правильного лечения будет восстановление сосудов и улучшение состояния эндотелия. Нужно понять, что снижение АД еще не означает лечения гипертонической болезни. Необходимо оценивать степень ремоделирования сосудов. Тогда можно будет судить, как далеко зашла болезнь и каковы результаты лечения. АД – косвенный признак.

Теперь о выздоровлении. Лечение и выздоровление – не одно и то же! Цель лечения – разорвать «порочные круги», остановить стремительно раскручивающуюся спираль событий, итогом которых будет смерть. Поэтому лечиться нужно с помощью доктора, которому Вы доверяете. А вот выздоравливать и поддерживать свое здоровье должны Вы сами. Дайте организму возможность самому восстановиться! У него (у организма) за спиной сотни миллионов лет эволюции и миллионы поколений выживших и оставивших потомство, и отлаженные механизмы самовосстановления, ибо сейчас живут наиболее приспособленные. Ваша задача – обеспечить организм всем необходимым:

  • Еда - в смысле все необходимые питательные вещества: не только белки, жиры и углеводы, но и витамины, биофлавоноиды, антиоксиданты, клетчатка, пектины и, конечно,
  • Дополнительное питание для эндотелия - ЛонгаДНК;
  • Вода - в смысле действительно чистая вода;
  • Сон.

Позвольте дать Вам несколько простых (простых, если советовать, но не таких простых для выполнения) рекомендаций, которые реально помогут на любой стадии гипертонической болезни:

  • Бросить курить. Все равно ведь бросите! Жизнь показывает, что большинство бросают курить после первого же инфаркта. После второго – бросают курить подавляющее большинство. А третий инфаркт переживают считанные единицы…
  • Уменьшить потребление соли;
  • Резко уменьшить потребление алкоголя;
  • Похудеть;
  • Высыпаться (спать 8 часов минимум); если мешают спать проблемы с простатой – решать их;
  • Если есть храп и ночное апноэ – найти причину и избавиться;
  • Ночью, да и днем тоже, нужно дышать носом;
  • Увеличить физическую нагрузку – хотя бы делать зарядку, и каждый день гулять;

К сожалению, среди части врачей, особенно среди хирургов, распространен рационализаторско-высокотехнологический подход к организму. Ну-ка глянем, что тут исправить? Щас, минуточку, лишнее отрежем, отверстия расширим, стенты вставим со специальным покрытием, чтобы не зарастало, будете у нас как новенький огурец…

Не будете. Коронарное шунтирование или ангиопластику, при необходимости, делать нужно: без этого – смерть. Но следует понимать, что операция не излечивает – отдаляет смерть. Нужно образ жизни менять. Естественно, после клинической смерти это сделать легче.

С уважением, Ваш                                              доктор Шубин 
                                                                        Александр Иванович

P.S.: Кстати, оценив состояние эндотелия, степень поражения органов-мишеней, и измерив уровень ремоделирования сосудов, можно предсказать, сколько человеку осталось жить. Ну, если он не изменит свой образ жизни, конечно. Но это – как с водой в пустыне: если лей, как обычно – то, как раз, на пару оставшихся дней. А если старым казацким способом, по-нашему, по бедуински – ну, как товарищ Сухов, то и с остатками былого величия можно всю Сахару пересечь. А, убедившись, что там воды тоже нет - еще и за море двинуть. Пока живы, и мозги еще не отлетели с характерным звуком – все нормально. Прорвемся!

Здоровый эндотелий – здоровые сосуды. ЛонгаДНК!
ЛонгаДНК – живите долго!




БАД. Не является лекарством

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Хотите бесплатно
задать вопрос доктору?
?

Задать вопрос доктору Шубину

8-(495)-731-90-75
8-(495)-731-64-91
Задать вопрос доктору